Русская премия

ОСОБОЕ ПРАВО ПОЭТА

10.05.2016 г. Эмигрантская лира Даниил ЧКОНИЯ (ГЕРМАНИЯ)¹

 Катя Капович. Другое. – М.: Воймега, 2015. – 116 c.

 

Новая книга стихов Кати Капович продолжает привычную линию её бесстрашной поэтики.Бесстрашие её в том, что доверие к просодии не подавляет её интонацию –свободную в ритмике, угловатую, на «филологический» взгляд неотглаженную, а оттого и первородную. При этом – любой «сюрреалистический» ход опирается на умение блестящего рисовальщика – на ум приходит Рене Магритт. Может показаться,что читать стихи Капович трудно – нет скольжения по гладкой поверхности инерционного стиха. Да в том-то и дело, что автор заставляет ударяться об углы смысла, морщиться от заноз метрического сбоя, встряхиваться от рифменного многообразия– от полной дактилической до размытого ассонанса. Это самая что ни на есть –прямая речь, не искажённая ученическим старанием «соблюсти» нормы, заставляющая слышать себя в прямоте высказывания.

Неускользающая тема ностальгии, болевая тема её поэзии привлекает отсутствием всякого лукавства – нынче принято ностальгии стесняться, натужно утверждать, что её не испытывают, что верно в бытовом смысле для реализовавшегося в эмиграции индивидуума, но это же не отменяет любви и боли:
Говорят, в России говорят по-русски
от зари и до зари
и что палец держат там они на спуске,
что ни говори.

Говорят, что, в общем, пишутся стихи и
кажутся кино,
светятся окошки, вьются мостовые,
бьётся домино.

…Что заходит солнце и восходит солнце,
как сто лет назад.
А что бьётся сердце, сердце перебьётся –
мало ль говорят.

Сопряжение бытового и творческого в этих стихах, как впрочем и в любых других стихотворениях Кати Капович, ненатужно, органично – поэзия и быт для неё явления одного порядка – смысл жизни:
Своё пальто холодное надену,
на нос напялю тусклые глаза
и в позе капитана из Жюль Верна
начну смотреть в златые небеса.

Жизнь, какими бы внешними переменами времени и места она ни отражалась, несёт в себе нечто неизменное:
Песок и вода. Вода и песок,
ну разве что облако наискосок.
И тысячи лет это так навсегда,
желтеет песок, голубеет вода.

Эта вечность содержит определённую вещность – не суть важно, идёт ли речь о некой душевной, духовной составляющей или о явлении материального порядка –метафизика происходящего и воспринимаемого под углом зрения автора остаётся зримой, реальной, непреходящей.

Вас бросало на Кронштадтский лёд?.. У этой поэзии было своё содержание – узкое и лапидарное, за которым исчезало могучее пространство жизни. Капович слышит время в дальнем былом, в былом относительно ближнем, ощущает его в сегодняшнем состоянии. Она словно бы ужалена советским вчерашним, фиксируя те же ритмы, ту же интонацию в иных проявлениях, болезненно не расставаясь с ними, поражая простотой узнавания:
Нас бросало на вине и водке,
нас водило на слезах и пиве,
нас сводило, как с груди наколки,
наконец-то мы уже приплыли.

Это ностальгия не по советскому, столь же болезненно не изжитому, это ностальгия по родному, неизбывному:
Затем ли, что в том краю
ужасных тюрем и зон
был этот снег сквозь зарю,
не только грязный перрон.

Поневоле откликнешься читательским сердцем: «Был этот снег, был!» Как были и эти:

Вечереющие кинотеатры,
восстановленные киноленты,
с чеховской бородкой литераторы,
бритые литературоведы.

Генезис стихотворчества Капович не утаивается, она его подчёркивает. И это понятно:автор не становится в ряды подражателей любимым поэтам – Ходасевичу ли,Гандлевскому… Капович их собеседница, она вступает в диалог или спор с теми,кому верна в своих привязанностях, осмысливая жизнь в её разных обстоятельствах и временах. При этом сопрягается широкий спектр отстоящих друг от друга поэтических тем, как в этих отсылках к Блоку – не сомневаясь в квалификации читателя этого отзыва – не могу обойти цитаты из обоих, из Блока и Капович:
Бывало шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.
(Блок, «На железной дороге»)

Бывало, шла она дорогою,
бывало, ехала она,
мешала ложечкой негромкою
с моей тоскою свои слова.
(Капович)

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие,
В зеленых плакали и пели
(Блок)

В купейном – Розенбаум, шлягеры,
в плацкартных – группа ДДТ,
так ехали кресты, рубахи и
попса, студенты и т. д.
(Капович)

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
(Блок, «Незнакомка»)

Она прошла пустыми зданиями
в своём изношенном пальто,
глазами, широко поставленными,
она взглянула холодно.

Она прошла… и лёгкий ветер,
с духами смешанный туман,
и Блок в прозрачнейшем пакете,
и кто-то покачнётся, пьян.
(Капович)

Как видим, Катя Капович не играет в аллюзии, она прямо называет Блока,утверждаясь в этом диалоге времён и поэтов.

Капович сильна тем, что несёт в себе генетическую боль поколений, иначе откуда ей знать это:
То спичек нет, то нету стрептоцида,
темно и жарко дышит тишина
у Азии разбитого корыта,
и всё никак не кончится война.

Может быть именно поэтому ей не до изящного искусства слова (при том,что она виртуозный версификатор), мясо и кровь эпох движут её поэтическим сознанием, раня читательское благополучие, повергая нас в сопереживание и печаль. Нет покоя автору, нет покоя и читателю – Капович безжалостна, она настаивает: ты должен слышать, видеть, страдать, иначе не быть тебе человеком.Автору дано право космического размаха, до которого вырастает в её стихах бытовая деталь. Отсюда и особое право поэта сострадать и требовать:
А по утрам работай задарма,
газеты развози, крути педали,
смотри картинки – люди и дома,
дома и люди. Как они устали!
Возьми их и из смерти воскреси,
им расскажи потерянную сказку
и под шумок их в рай перевези,
как челноку положено к развязке.

Жизнь прекрасна и мучительна. Её ни приукрасить, ни очернить. Она такая, какая есть,говоря словами Кати Капович: одна звезда заветная, а другой и нет.

10.05.2016
ОСОБОЕ ПРАВО ПОЭТА
подробнее…

06.05.2016
Рецензия на книгу стихов Кати Капович «Другое» (М.: Воймега, 2015)
подробнее…

05.05.2016
В РАЙ ПОД ШУМОК
подробнее…

05.05.2016
Приднестровский писатель стал победителем «Русской премии»
подробнее…

04.05.2016
Валерий Бочков о своих романах «Харон» и «Коронация зверя»
подробнее…

28.04.2016
Роман Кожухаров: Киплинг из Тирасполя
подробнее…

27.04.2016
Роман о Приднестровье стал победителем «Русской премии»
подробнее…

27.04.2016
Роман Кожухаров: я очень рад, что роман, написанный в Приднестровье, оказался созвучен всемирной русской литературе
подробнее…

22.04.2016
Русский мир и его безумные фантомы
подробнее…

17.03.2016
Замкнуть круг. О романе В. Бочкова «Медовый рай»
подробнее…

« следующая | предыдущая »

Официальный партнер «Русской премии»

Центр Ельцина

Информационные партнеры

Литературное Радио

Онлайн школа писательского мастерства

REGNUM