Русская премия

Рецензия Андрея Кузечкина на книгу Александра Гадоля

07.12.2017 г. Андрей Кузечкин

В 2016 году роман «Режиссёр. Инструкция освобождения» получил «Русскую премию» – для граждан Зарубежья, пишущих на русском языке. Из краткой биографии автора, молодого писателя Александра Гадоля можно узнать, что он сидел в тюрьме – роман ожидаемо посвящён именно тюремной жизни (хотя и не только ей).

Тема для русской литературы во всех смыслах классическая, достаточно вспомнить хотя бы двух мастодонтов – Достоевского и Солженицына, написавших достаточно подробные энциклопедии жизни в «местах, не столь отдалённых» и пытавшихся истолковать происходящее там с позиций ортодоксального христианства. Гадоль, для разнообразия, обращается к философии буддизма, да и роман его на энциклопедичность не претендует – скорее, это набор зарисовок и парадоксальных, но при этом довольно точных выводов.

Главный герой называет символом тюремной жизни червяка и находит тому немало подтверждений. Хотя самое, пожалуй, интересное наблюдение Гадоля – что тюрьма, не одно столетие бывшая отдельным, самодостаточным миром, ныне превратилась в симулякр – копию, у которой нет оригинала. Заключённые копируют манеры и сленг киногероев – в первую очередь, героев памятного сериала «Бригада», хотя и сленг, и манеры были, в свою очередь, придуманы сценаристом либо опять же скопированы из западных фильмов. Словно в доказательство этого персонаж по кличке Режиссёр быстро завоёвывает авторитет среди сокамерников, придумав себе убедительную «легенду».

Лаконичность, с которой автор (герой?) воспроизводит тюремный быт и отношения между заключёнными, подразумевает, что читателю и так всё это знакомо благодаря всё тем же фильмам. Мельком упоминая о нескольких заключённых, из-за глупого предрассудка переведённых в касту петухов, Режиссёр не растолковывает, кто такие эти петухи, даже само слово пишет без кавычек – констатация факта, насколько прочно вошёл в наше сознание блатной жаргон.

Параллельно с «тюремной» сюжетной линией развивается и другая – о похождениях героя на воле. И вновь о симулякрах: взяв кредит, который он не собирается отдавать, Режиссёр прикидывается психологом и открывает собственную консультацию. Ни к чему хорошему это, понятное дело, не приводит, разве что к ещё большему количеству парадоксальных выводов об устройстве современной жизни.

«Инструкция освобождения» – это, как сейчас популярно, роман даже не в рассказах, а в миниатюрах. (Здесь должно было быть пояснение о так называемом «клиповом сознании», но зачем, если и так всё понятно.) Кроме того, Гадоль умело пользуется приёмом «потока сознания», перескакивая с одной сюжетной линии на другую, при этом куда больше времени уделяя не событиям, а размышлениям. Автор – характерный представитель нынешней «литературы тридцатилетних», которую часто обвиняют в придуманности, отсутствии чего-либо настоящего, но современная молодёжь именно таким и видит мир – полностью придуманным, а корни важных событий она уже привыкла видеть в поп-культуре. Сейчас вполне серьёзно говорят о том, что в трагедии 90-х годов в нашей стране виновата книга «Незнайка на Луне» Носова, ставшая для многих первым учебником по капитализму, а один из героев «Инструкции» идёт ещё дальше: по его мнению, русская мафия обязана своим появлением советскому мультфильму «Контакт» про художника и инопланетянина…

Кстати, о 90-х. В книгу входит также маленькая повесть «Живучий гад», которую можно было бы назвать «Девяностые для „чайников“». И больше я о ней ничего не скажу, так как она действительно маленькая – её лучше прочесть, чем тратить время на чтение пересказа. Книга скоро появится у нас в библиотеке, не пропустите!

Андрей Кузечкин. 6 декабря 2017 года

07.12.2017
Рецензия Андрея Кузечкина на книгу Александра Гадоля
подробнее…

15.11.2017
Интервью с Михаилом Гиголашвили
подробнее…

13.11.2017
Татьяна Дагович о книге Александра Гадоля «Режиссёр. Инструкция освобождения»
подробнее…

25.10.2017
Лиза Хейден о книге Александра Гадоля «Режиссёр: инструкция освобождения» (М.: Эксмо – 2017)
подробнее…

14.03.2017
Антропология тюрьмы, свободы и страны
подробнее…

23.01.2017
Ольга Бугославская. УГРОЗА ЦУНАМИ. О книге: Валерий Бочков. Коронация Зверя
подробнее…

18.01.2017
Александр Кабанов: «Любовь — это зрада и перемога»
подробнее…

18.01.2017
Киевский литературный критик Юрий Володарский — о дерусификации Украины, проспекте Бандеры и писателях Донбасса
подробнее…

16.01.2017
Что почитать из лауреатов Премии Э. Хемингуэя?
подробнее…

15.12.2016
Илья ОДЕГОВ: «ЧИТАЛ ВСЁ, ДО ЧЕГО ДОТЯГИВАЛСЯ»
подробнее…

« следующая | предыдущая »

Официальный партнер «Русской премии»

Центр Ельцина

Информационные партнеры

Литературное Радио

Онлайн школа писательского мастерства

REGNUM